Общество

Железнодорожная станция сделала Северскую такой, какая она есть

Как известно, перспективы развития любого населённого пункта зависят от многих фактов. Среди них ведущее значение имеет состояние транспортной инфраструктуры. В последней четверти XIX века на Юге России началось интенсивное строительство железных дорог. В 1880-е годы стали строить Новороссийский участок Владикавказской железной дороги, который по счастливому стечению обстоятельств должен был пройти совсем рядом со станицей Северской.

В 1886 году железнодорожное полотно начали укладывать около Северской, и выяснилось, что правление Владикавказской железной дороги не планирует открывать станцию в Северской, несмотря на то, что железная дорога проходила фактически по окраине станицы.

Эта проблема освещалась в книге И.Ф. Миронова «Станица Северская Екатеринодарского отдела Кубанской области (К пятидесятилетнему юбилею станицы)», который писал: «Северцы оказались очень недальновидными. Они не захотели, чтобы у них была станция». Это обвинение в отношении наших предков не соответствует действительности, и мы должны снять его. Наоборот, всё казачье общество станицы проявило необычайную активность, что и позволило добиться успеха и через несколько лет открыть станичную железнодорожную стацию.

Совсем недавно автору этих строк стали доступны архивные материалы Департамента путей сообщения Российской Империи, которые позволяют точно установить все детали, связанные со строительством станичной железнодорожной станции. Они свидетельствуют о том, что сметой, составленной правлением Владикавказской железной дороги, не предусматривалось строительство железнодорожной станции в станице Северской. При этом в соседних станицах Георгие-Афипской и Ильской железнодорожные станции планировалось строить несмотря на то, что Георгие-Афипская находилась значительно дальше от железной дороги.

Как только об этом стало известно, станичный атаман урядник Н.И. Коваль принял решение всеми средствами добиваться пересмотра данного решения. Его инициатива нашла полную поддержку со стороны всего казачьего общества станицы. И это закономерно, ибо поездка в Екатеринодар на гужевом транспорте занимала около двух недель, а по железной дороге этот путь занимал всего один час. Атаман вместе со станичным писарем урядником К.Ф. Галацаном провели значительную организаторскую работу по подготовке специального станичного схода, посвящённого решению данного вопроса.

23 марта 1886 года состоялся общий станичный сход, в котором принимало участие 147 казаков, имевших право голоса. Сход открыл станичный атаман Н.И. Коваль, который детально довёл суть проблемы и важность открытия железнодорожной станции для дальнейшего развития станицы. После обсуждения вопроса все присутствующие на сходе единодушно поддержали инициативу атамана и правления: добиваться открытия железнодорожной станции. Для этого казаки приняли решение: поручить станичному правлению составить специальный приговор станичного общества в адрес правления Владикавказской железной дороги с просьбой об открытии в станице железнодорожного полустанка.

Этот документ был составлен в недельный срок, и 30 марта был снова созван общий станичный сход, где этот приговор был единогласно принят. Данный документ дошёл до наших дней и является ярким свидетельством мудрости наших предков. Приговор был подписан всеми 147 участниками схода, среди которых был и прапрадед автора этих строк. Заслуживает внимания тот факт, что из 147 участников схода самостоятельно документ подписали 27 грамотных станичников, а за остальных фамилии и имена вписаны урядником Петром Степановичем Олейником, заверены станичной печатью и подписями станичного атамана и писаря.

Приговор начинался словами: «Мы, нижеподписавшиеся Кубанской области, Закубанского уезда, станицы Северской, общество в числе 147 человек, имеющих право голоса участвовать на станичном сходе, быв сего числа на оном в присутствии станичного атамана, имели суждение о том, что с прошлого года мимо нашей станицы проводится Новороссийская ветвь Ростово-Владикавказской железной дороги на расстоянии от населённого пункта не более 70 сажень, между тем остановки проходящих вагонов по этой дороге у нашей станицы не будет и нам необходимо будет для следования куда-либо, сдачи для отправления приобретаемого табаку, хлеба, местных и казённых материалов отправляться в станицы Гергие-Афипскую или же Ильскую».

После этого в приговоре станичного схода излагалась экономическая целесообразность открытия железнодорожной станции или хотя бы остановочного пункта в станице Северской.

Однако принять приговор было лишь началом дела. Очень важной и сложной задачей являлось то, чтобы этот приговор получил соответствующее одобрение правления Кубанского казачьего войска и был быстро отправлен в адрес правления Владикавказской железной дороги, которое находилось в Ростове-на-Дону. Выход был найден, станичный атаман и правление обратились за помощью к самому влиятельному казаку своей станицы и одновременно правителю канцелярии Наказного атамана Кубанского казачьего войска есаулу Е.Д. Фелицыну с просьбой о помощи.

Самый известный историк Кубани, редактор Кубанских областных ведомостей и казак станицы Северской Е.Д. Фелицын всегда очень трепетно относился к Северской и, сколько мог, помогал станичным властям в решении различных проблем. Евгений Дмитриевич активно включился в работу и оказал неоценимую помощь станичному правлению. Через него удалось выйти с ходатайством непосредственно на первых лиц Владикавказской железной дороги, принимающих решения по данному вопросу. В частности, на управляющего Владикавказской железной дорогой Ивана Дмитриевича Иноземцева.

В мае 1886 года официальный приговор северского станичного правления с ходатайством об открытии станичной железнодорожной станции был рассмотрен на заседании правления Владикавказской железной дороги, и было принято решение об отказе в строительстве станции по причинам финансового характера.

Понимая, что ходатайство северского станичного общества получило поддержку со стороны правления Кубанского казачьего войска и отказ может вызвать широкий общественный резонанс, правление Владикавказской железной дороги 26 июня 1886 года отправило своё заключение об отказе вместе с приговором северского станичного общества в Департамент железных дорог России, находящийся в столице империи городе Санкт-Петербурге. В этом документе руководство Владикавказской железной дороги так мотивировало свой отказ: «Правление общества имеет честь заявить, что устройство при станице Северской остановочного пункта с приёмом пассажиров и грузов принесло бы пользу и местным жителям, и дороге, но, не имея источников на покрытие требуемых расходов, правление общества полагает ходатайство станицы отклонить».

Обосновывая свой отказ, правление Владикавказской железной дороги докладывало, что первоначальной сметой предусматривалось строительство двух дополнительных станций 5-го класса — Динская и Абинская, но и от их строительства пришлось отказаться из-за недостатка денежных средств вследствие возникших дополнительных расходов. Поэтому строительство железнодорожной станции в станице Северской не представлялось возможным за неимением средств.

В июне 1886 года Департамент железных дорог рассмотрел доклад правления Владикавказской железной дороги об отказе в строительстве остановочного пункта у станицы Северской. Принимая доводы руководства Владикавказской железной дороги, столичное руководство железнодорожным ведомством констатировало: «Департамент признаёт полезность станций добавочных 5-го класса, которые предполагалось строить ранее, как и о той, о которой ходатайствует Северская станица. Департамент считает их строительство возможным лишь после окончания строительства железнодорожной Новороссийской ветки, когда выяснятся остатки от средств. На строительство этих станций может быть направлена часть сумм, оставленных в запас на разъездные пути».

Больше того, Департамент железных дорог принимает решение, что «будет иметь в виду ходатайство Северской об устройстве остановочного пункта, а равно постройку двух станций 5-го класса, исключённых из списка на строительство». Это решение, безусловно, стимулировало дальнейшую деятельность правления Владикавказской железной дороги по строительству остановочного пункта у станицы Северской.

После того как в 1887 году по железнодорожной ветке, проходящей у станицы, началось регулярное движение поездов, станичное правление возобновило свою активную деятельность, призванную максимально ускорить строительство станции. Уже в начале 1888 года под руководством  станичного атамана Николая Ивановича Коваля был проведён очередной станичный сбор, на котором были избраны уполномоченные по решению всех вопросов, связанных с открытием станичной железнодорожной станции, которыми стали урядники Николай Иванович Коваль и Василий Иванович Спиваченко.

На этом же сборе станичное общество брало на себя обязательство уплатить Владикавказской железной дороге три тысячи рублей серебром, сумму по тем временам очень большую. Кроме того, станичное общество брало на себя обязательство выделить бесплатно пять десятин земли под строения самой железнодорожной станции и различных вспомогательных зданий и сооружений. Соответствующие документы северского станичного общества были направлены в адрес правления Владикавказской железной дороги. Принимая данное, весьма обременительное, решение, станичное казачье общество преследовало цель максимально ускорить решение данного жизненно важного вопроса.

Ходатайство северского станичного общества возымело своё действие. В октябре 1886 года правление Владикавказской железной дороги вновь вынесло на обсуждение вопрос о строительстве железнодорожной станции станицы Северской. Было принято решение ещё раз рассмотреть вопрос о строительстве станций «Динская», «Абинская», «Северская». В качестве обоснований целесообразности строительства станции «Северская» приводились следующие данные: «Станция Северская может быть построена в 100 саженях от станицы Северской, производящей в большом количестве табак и хлеб. В окрестностях ближайшей станицы Азовской заготавливаются лесные материалы, камень и известь». Учитывая это, правление Владикавказской железной дороги считало необходимым первоначально построить полустанцию или разъезд с минимальными постройками.

После окончания строительства железной дороги в 1887 году и подсчёта наличных остатков денежных средств стало очевидно, что часть средств осталось неизрасходованными. Поэтому правление Владикавказской железной дороги приняло решение о строительстве железнодорожной станции «Северская» за счёт сумм, предусмотренных по статье «Непредвиденные издержки». В смете строительства Новороссийского участка железной дороги эта сумма составляла 108 тысяч 159 рублей и была не израсходована. Именно эти деньги были направлены на строительство станций «Абинская», «Динская» и «Северская».

Строительство железнодорожной станции «Северская» началось с 1888 года и длилось долгих пять лет. Столь длительный срок был обусловлен тем, что имелись существенные противоречия между станичным обществом и правлением Владикавказской железной дороги относительно средств, которые должно было внести правление станицы Северской в строительство.

Долгая тяжба с Владикавказской железной дорогой завершилась тем, что вместо трёх тысяч рублей серебром, которые, как известно, обязалось уплатить северское станичное общество за строительство железнодорожной станции, была выплачена лишь одна тысяча рублей. В отношении оставшегося долга возникали постоянные недоразумения, но он был списан через несколько лет.

Несмотря на все трудности железнодорожная станция «Северская» открылась в 1892 году, и жители станицы получили возможность быстро добираться не только до столицы Кубани города Екатеринодара, но и чаще посещать другие населённые пункты, в том числе и город Новороссийск. Это сразу и разительно изменило жизнь в станице, что отмечает в своей книге и И.Ф. Миронов, который пишет: «Это сразу подняло станицу. Сообщение, особенно с городом, стало скорое, удобное и дешёвое. Торговля стала быстро развиваться. Подешевели предметы первой необходимости. В станицу проникли дешевые фабричные товары»

Затем И.Ф. Миронов делает очень важный вывод, не всегда понятный современному читателю, живущему в наш «космический» век, но очень точный и соответствующий реалиям XIX века: «Можно смело сказать, что железная дорога создала станицу такой, какая она есть. Не будь железной дороги, станица по-прежнему была бы захолустной закубанской станичкой». К этим словам трудно что-либо добавить.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту